Развиваем память у ребенка

kak-razvit'-pamjat'-u-rebenka

Что представляет собой память? Это совокупность наших ассоциаций и образов. Что мы запоминаем на долгие годы? Лишь то, что нас действительно зацепило и поразило. Абсолютно все воспоминания в памяти человека держаться на ощущениях и ассоциациях. Чем сильнее эти ощущения, тем дольше воспоминание продержится в памяти ребенка. Именно поэтому развивать образное и абстрактное мышление нужно с самого раннего детства. Это своего рода фундамент для памяти, без которого очень тяжело натренировать ее. Именно поэтому родители довольно часто задаются вопросом, как развить память у ребенка? Прекрасным подспорьем для ребенка будет пренебрежение различными логическими связями. Существует огромное количество видов памяти: логическая, механическая и оперативная, долговременная, кратковременная, опосредованная, непосредственная, непроизвольная и произвольная. Классифицируют память по типу усвоенной информации:

  • Двигательная;
  • Зрительная;
  • Слуховая;
  • Память на лица, слова и цифры;

Развитие любого вида памяти происходит по одному и тому же принципу. Информация, предназначенная для запоминания должна как-то выделяться. Наш мозг сохраняет в памяти то, что нас потрясло или поразило больше всего. Нужно уметь подбирать объем и содержание информации, чтобы она была понятна, а главное интересна ребенку. Информация, играющая на нервах, сама собой врезается в память. Родители должны учить малыша прислушиваться к его эмоциям и пытаться овладеть ими. Подобные размышления о воспринятых чувствах прекрасно отражаются на состоянии памяти. Далее речь пойдет о специальных играх-упражнениях для детей, которые призваны научить их придумывать различные ассоциации, искать в них сходства и кардинальные различия во всех запоминаемых образах и предметах. Также дети научиться упорядочивать усвоенную информацию в своей голове. Благодаря таким играм ребенок не только натренирует свою память, но и начнет видеть мир по-другому, будет замечать то, что ранее ускользало от него.

Развиваем память и внимательность ребенка

Прежде всего, малышу нужно раздвинуть грани своего воображения. Для этого прекрасно подойдут следующие предложения: «Представь себе звучание мягкого и пушистого облака, изобрази несуществующее животное, нарисуй запах папиных духов, опиши ощущения от прикосновения к радуге». Теперь можно переходить к полноценным тренировочным упражнениям. Родителям надо называть малышу какие-то знакомые для него и простые слова: чашка, молоток, стул, подушка. Ребенок в свою очередь, должен перечислить ассоциации, сочетающиеся в его понимании с перечисленными словами. Родителям обязательно нужно их все записать. По окончанию проделанной работы нужно приступать к самой тренировке. Родители называют одну из записанных ассоциаций, а ребенок вспоминает, какому слову она соответствовала. Усложнить задание можно с помощью новых слов, которых не было в первоначальном списке. Следующее упражнение основано на предыдущем. Родителям надо описывать различные предметы с помощью прилагательных, а ребенок в это время должен угадывать, что это за предмет. К примеру, родители говорят деревянный, а ребенок вспоминает, что стул сделан из дерева. Для следующего упражнения родителям нужно взять бумагу, которую можно мять, резать и рвать, а также самые мелкие детали от конструктора, спички и пуговицы. Ребенок при помощи этих элементов пытается изобразить предметы, которые будет называть родители. После проделанной работы все разложенные предметы надо оставить без изменений. Однако через какое-то время, вернувшись к ним, ребенок должен вспомнить, с какими словами ассоциировался у него тот или иной предмет.

razvivaem-pamjat'-i-vnimatel'nost'-rebenka

Визуализация слов и понятий

Родители произносят незнакомые для ребенка слова: электрификация, дестабилизация, суспензия и прочее. От малыша требуется изобразить эти слова на бумаге. Также можно попросить его представить, как пахнут эти слова, каковы они на ощупь. Во время игры можно пользоваться иностранными словами и различными научными терминами.

Визуальные связи

Родители через паузу диктуют своему малышу слова, а он в это время выкладывает к ним картонные карточки. Причем изображения или слова на карточках должны полностью отличаться от слов, произнесенных родителями. К примеру, мама говорит слово «дверь», а ребенок выкладывает карточку с изображением «клюшки». Когда все карточки будут разложены, ребенку нужно будет вспомнить и назвать то слово, которые мама произнесла для определенной карточки. При этом ему нужно очень крепко связывать изображения на карточках и слова.

Ассоциации

Мама называет любое слово, а ребенок в свою очередь должен назвать несколько слов, которые у него ассоциируются с тем, что назвала мама. К примеру, мама назовет слово «мяч», а ребенок перечисляет свои ассоциации: поле, ворота, игрок, судья и так далее. Усложнить игру можно следующим образом: мама называет последнее слово из ассоциативного ряда ребенка, а он должен в обратном порядке повторить все названные слова.

Способы запоминания информации

Во время обучения ребенка родителям нужно сделать упор на слуховую и тактильную память, а также выявить слабые стороны своего малыша. Благодаря подобным играм можно натренировать те виды памяти, которые меньше всего развиты. К примеру, ребенок отлично усваивает различные зрительные образы, однако сталкивается с проблемами при запоминании со слуха. В таком случае нужно обратиться к технике запоминания информации. Если от ребенка требуется запомнить абсолютно не связанные между собой слова или образы, то ему нужно установить между ними определенную логическую связь. Впоследствии такая связь поможет включить ассоциативную память и вытянуть из одного образа остальные. Если малышу надо запомнить не сочетающиеся между собой слова, то лучшим решением будет составление связного рассказа. После этого ребенок сможет в любое время изъять из составленного рассказа нужные слова. До ребенка нужно донести, что для правильного использования последовательной ассоциативной памяти, ему нужно запоминать не слова, а связанные с ними образы или предметы. Подобную технику чаще всего используют при изучении иностранных слов или научных терминов. Не менее эффективны фонетические ассоциации. Этот метод прекрасно подходит для запоминания слов из других языков. К примеру, малышу нужно запомнить слово “newspaper”, для этого он должен представить себя читающим газету, причем надо запомнить что-то особенное. Как если бы ребенок прочел в газете очень интересную для него новость.

Комментарии 1

  • Спасибо за полезную и интересную статью. Первое что нужно, что бы развить свою память упражнениями, это понять, какой у вас тип памяти развит лучше, а какой нет. Есть память: слуховая, зрительная и память, зависящая от ощущений (моторная). Главное понять, какая память вам нужна, и начинать ее развивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.