У многих родителей занятия с грудничками вызывают недоумение. Это и не удивительно, ведь глядя на двухмесячного ребенка, невольно задаешься вопросом, а чем его вообще в таком возрасте можно научить? Для родителей на начальном этапе важнее всего здоровье ребенка, его вес и развитие, а занятия они, как правило, откладывают на потом. Но уже давным-давно было доказано, что наиболее благоприятный период развития ребенка начинается с самого ее рождения и заканчивается в три года. Чем разнообразнее и шире информация предоставляющаяся ребенку, тем больше вероятность того, что он вырастет способным и умным, ведь именно в этом возрасте у ребенка наибольший уровень восприятия. Передовые психолого-педагогические исследования подтверждают, что возможности новорожденных действительно так велики. Также ученые уверены в том, что если ребенку уделять больше внимания в этом возрасте, то развиваться он будет с огромным опережением. Исследования также подтверждают, что те дети, которые с самого рождения свободно двигались, плавали, занимались гимнастикой и познавали окружающий их мир, имеют значительно больший уровень интеллектуального развития.
Как развивать новорожденного ребенка?
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в первые недели жизни для ребенка важнее всего физическое развитие. С самого рождения малыша нужно обращать внимание на его двигательную активность, проявляющуюся во время сна. Именно в этот период своей жизни новорожденный спит практически все время. Но матушка природа не может себе позволить подобное безделье. У ребенка возникает острый дефицит кислорода, который запускает механизм двигательной активности. Новорожденный начинает на рефлекторном уровне подергиваться. Таким образом, не менее пятидесяти процентов своего сна ребенок находиться в стадии физической активности. Однако нужно помнить, что слишком тугое пеленание младенца препятствует его движению. Далее мы расскажем о некоторых секретах, которые помогут увеличить активность новорожденного ребенка. Прежде чем приступать к развитию малыша, нужно понять каким образом он усваивает информацию. В этом возрасте дети воспринимают наибольшее количество информации через движение, кожу и вкус. Родителям нужно существенно увеличить физический контакт с новорожденным: гладить его, проводить с ним различные зарядки, делать ему легенький массаж, двигать его ручками и ножками. Таким образом, ребенок получает информацию от окружающего мира. Подобные действия положительно влияют на интеллект новорожденного.
Первичные рефлексы
Ученым удалось доказать, что дети с самого рождения обладают огромнейшим количеством различных способностей. Задача родителей заключается в том, чтобы не дать малышу подавить эти способности. Поглаживания, ранние занятия зарядкой, массаж и гимнастика – это те упражнения, которые помогут им в этом. Уже с рождения каждый ребенок обладает дыхательным, выделительным и сосательным рефлексом, но самое главное, он умеет задерживать дыхание, ведь он жил целых девять месяцев в воде. Во время погружения в воду ребенок на рефлекторном уровне задерживает дыхание до того момента, пока он не вынырнет. Примечательно то, что даже в этом возрасте он способен задерживать дыхание на целую минуту. Однако нужно сразу отметить, что температура воды не должна превышать тридцати четырех градусов. Если начать купать грудного ребенка в слишком теплой воде, то все его двигательные механизмы активности начнут притупляться, а мышечный тонус существенно понизится. Но и это еще не все возможности новорожденного ребенка. Наверное, многие родители удивятся, но малыш уже умеет ходить. У любого новорожденного малютки имеется ходильный рефлекс. Родители должны тренировать свое чадо уже с первой недели его жизни. Им нужно держать ребенка в вертикальном положении, придерживая головку, и понемногу двигаться вместе с ним. Однако нужно следить, чтобы ножки ребенка находились горизонтально по отношению к поверхности, причем они должны постоянно касаться пола. Спустя какое-то время малыш уже сможет сделать свои первые шаги, естественно с помощью своих родителей. Это упражнение отлично поможет новорожденному, и он быстрее научится самостоятельно ходить. Ему всего лишь нужно научиться управлять собственным центром тяжести, ведь его прежняя жизнь была обусловлена иными гравитационными условиями. Абсолютно все новорожденные умеют ползать, однако родители в большинстве случаев препятствуют им в этом, укутывая их в пеленки. В этом возрасте детки ползают исключительно задом, однако нужно следить, чтобы ребенок не свалился с кровати. Ко всем прочим умениям и способностям новорожденного малыша можно добавить еще и хватательный рефлекс. Каждый родитель замечал, что их малыш способен обхватывать своей ручкой пальцы мамы и папы. Причем в некоторых случаях дети держатся настолько сильно, что некоторые родители умудряются немного приподнять своего ребенка в этот момент. Если такое упражнение получается проделать, то его обязательно нужно повторять ежедневно. Но, несмотря на все вышесказанное, главным стимулом для работы мышечной массы новорожденного является разность температуры его тела и окружающей среды. Чем больше эта разность, тем лучше и активнее работают мышцы ребенка. Однако нужно понимать, что эта разница также имеет определенные адаптивные и физиологические рамки. Любая мама чувствует напряженность мышечной массы своего чада, после того, как она распеленала его. В этом случае ей нужно подождать до тех пор, пока воздушная ванна расслабит мышцы малыша. Поэтому длительность закаливающих процедур, всецело зависит от мышечного тонуса. Для физически незрелого новорожденного малыша время воздушной ванны не превышает десяти-пятнадцати секунд, а для зрелых детей этот показатель увеличивается до одной минуты. Родители должны раз и навсегда уяснить, что ребенок должен самостоятельно проявлять интерес к физической активности. Не нужно принудительно обременять его подобными занятиями. Лучше всего заинтересовать его чем-то интересным и увлекательным. На первых порах двигательные рефлексы стимулируются раздражением ладошек, пальчиков, подошв и пяточек. Родители могут щекотать гладить или пощипывать малыша, вызывая у него, таким образом, непроизвольные рефлексы. Если ребенок пролежит около трех недель в пеленках без движения, то его рефлексы угаснут.
Эстетическое и интеллектуальное развитие
Физическое воспитание можно дополнять эстетическим и интеллектуальным развитием ребенка, которое непременно должно включаться в себя пробуждение интереса к живописи, музыке и литературе. Все новорожденные детки с особой легкостью впитывают краски, звуки и очень тонко воспринимают эмоциональную окраску различных произведений, что довольно просто определяется по его реакции. Заниматься с ребенком можно начинать уже с первых дней его жизни. Однако родители должны уяснить, что дети в этом возрасте видят мир не так как взрослые. Как известно, зрение у новорожденных детей развито очень плохо, они способны видеть только те большие и контрастные предметы, которые находиться в непосредственной близости на расстоянии тридцати-тридцати пяти сантиметров. Именно поэтому мамино лицо становится самым интересным объектом для изучения ребенка. Малыш наблюдает за тем, как двигаются мамины губы, как она разговаривает, и какие эмоции при этом подает. Особое удовольствие малышу доставляет приближение и удаление маминого лица. Для того чтобы помочь своему чаду можно использовать черно-белые желательно абстрактные картинки. Эти два цвета выбраны не случайно, ведь именно они являются самыми контрастными. Менять картинки нужно через каждые пару дней, чтобы они не надоедали малышу. В основе познавательного механизма ребенка лежит реакция на различные яркие новинки. Позднее, примерно к третьей неделе кроха начинает различать некоторые цвета, что позволяет ему концентрировать свой взгляд на ярком неподвижном предмете. Одним из таких предметов может стать самодельный кубик. Его нужно вешать на тридцать-сорок сантиметров выше кроватки малыша. Периодически нужно привлекать к нему внимание ребенка посредством шевеления или раскачивания. Ближе к двум месяцам сложность картинок можно будет усложнять. В этом возрасте ребенок начинает понемногу различать формы предметов. Для обучения крохи нужно использовать одинаковые по форме картинки, но различные по цвету и наоборот.
Готовим ребенка к самостоятельным действиям
Подготовка происходит в двух направлениях: изначально малышу надо научиться чувствовать свои действия и их возможные последствия, а позднее у него должна сформироваться сенсомоторная координация (он сможет согласовывать действия и восприятия). У детей в первые дни жизни основное чувство движения складывается за счет прикосновений к различным предметам. Родители в свою очередь могут искусственно ускорить этот процесс, усилив его зрительными и звуковыми эффектами. К примеру, мама может сшить ребенку манжетку из какой-то нежной и мягкой ткани, прикрепив к ней колокольчик или бубенчик. Таким образом, ребенок сможет самостоятельно овладевать своими движениями, производя мелодичные звуки. Не меньшее впечатление оказывает на ребенка привязанный к его ножке или ручке шарик, наполненный легким газом. Новорожденный будет двигать своей конечностью, наблюдая за передвижением шарика в воздухе. В первом полугодии подобные занятия отлично отразиться на малыше, он научиться владеть своим телом и управлять своими движениями. Начиная с третьего месяца жизни, ребенок может самостоятельно брать и удерживать предметы. Можно поиграть с ним в гримасы. Для этого родителям нужно немного покривляться, приукрасив себя смешными очками и шапочкой, чтобы ребенок засмеялся и самостоятельно потянулся ручкой к новому одеянию. Малыша обязательно нужно подносить к зеркалу и давать ему себя осматривать. Можно указывая на его части тела называть их.