Многие родители не знают, как развить речь у ребенка, поэтому, сегодня мы подробно расскажем и обсудим весь процесс обучения малышей. Сразу нужно отметить, что начинать надо с самого рождения. В этом возрасте дети естественно не смогут говорить, однако они уже будут привыкать к человеческой речи. Первые слова малыши произносят в конце первого года жизни и позднее. Некоторые дети даже в два года не проявляют особой сговорчивости, что и приводит многих родителей в панику. Сейчас мы постараемся подробно описать процессы формирования речи и способы ее освоения. Прежде всего, каждый родитель должен уяснить, что все дети разные, и способности у них также разные. Одним удается заговорить уже на десятом месяце жизни, а другие задерживаются и произносят свои первые слова ко второму году жизни. Однако и у тех и у других дальнейшее развитие продвигается без особых проблем, если конечно у ребенка нет никаких других умственных отклонений. Также каждый родитель должен понимать, что такое «пассивный словарный запас» — это слова, которые малыш понимает, но произнести не может. Поэтому не нужно сразу паниковать, если ребенок к концу второго года использует в своей речи не более пятидесяти слов. На самом деле, его словарный запас гораздо больше, просто на данном этапе жизни он не способен его воспроизвести. Из вышесказанного можно заключить, что даже те дети, которые к двум годам еще не заговорили, все равно имеют «пассивный словарный запас» равный пятистам или иногда одной тысяче слов.
Советы и практические занятия
Итак, для того, чтобы научить ребенка говорить, нужно уделять ему как можно больше времени. Чем больше родители будут с ним говорить, тем быстрее он привыкнет к человеческой речи и начнет запоминать отдельные слова. Начинать разговаривать с малышом можно с самого роддома, причем делать это нужно с интонацией и эмоциональной окраской. Ни в коем случае нельзя искажать слова сокращениями и «сюсюканьем», так как это может повлиять на дальнейшее развитие речи у ребенка. Со дня рождения малыша родители должны проговаривать вслух все свои действия, чтобы ребенок все слышал и запоминал. К примеру, если мама будет одевать малютку, она должна комментировать весь процесс, наблюдая за реакцией ребенка. Ниже будут изложены основные методы и правила обучения ребенка разговорной речи:
- Частое повторение различных песенок и стишков прекрасно влияет на память ребенка, увеличивается его «пассивный словарный запас». Использовать нужно самые легкие и мелодичные четверостишия и уже через какое-то время малыш будет улыбаться в ответ на знакомую мелодию.
- Нельзя злоупотреблять пустышками и сосками. Ученые уже давным-давно доказали, что те дети, которые постоянно находиться с соской во рту, начинают говорить значительно позже.
- Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики, так как она напрямую связана с речевым аппаратом ребенка. Делать это можно с самого рождения. Для этого можно использовать различные игры, развивающие речь ребенка.
- Родителям нужно читать ребенку книги, причем, чем больше, тем лучше. Начинать можно уже с третьего или четвертого месяца. Изначально надо подбирать простенькие книги, где сюжет изображен преимущественно на картинках. Однако лучше всего выбирать известных авторов, чьи книги были специально адаптированы для развития ребенка. Каждый вечер перед сном мама или папа должны читать своему чаду книжку. Ему нужно привыкнуть к этому «ритуалу». Подобные приемы позволяют не только сформировать и укрепить в памяти «пассивный словарный запас», но и развить воображение малыша.
- Когда ребенок достигнет восьми месяцев, он будет тыкать пальчиком на интересные ему предметы, поэтому родителям нужно не лениться и повторять одни и те же действия огромное количество раз.
- Обязательно нужно уделить внимание каким-нибудь артикуляционным играм. Это может быть щелканье языком, высовывание языка, цоканье и прочее. Все слова нужно произносить очень четко и внятно, чтобы ребенок мог видеть артикуляцию. А лучше всего, прислонить его ручку к своему языку или губам, так он сможет освоить механизм произношения определенных слов.
- Родители должны искусственно подталкивать и побуждать ребенка к произнесению слов. Если он просит дать ему какую-то вещь, то нужно постараться вынудить малыша произнести ее название. Для начала можно обойтись словом «дай», оно быстро усваивается малышами. Отдельно нужно отметить, что родители, которые без слов понимают своего ребенка, могут столкнуться с тем, что малыш поздно начнет говорить. Это связано с тем, что у малютки не будет никаких стимулов и побуждений к произнесению слов, ведь его и так понимают и ублажают.
- Прекрасным эффектом обладают игрушки, развивающие речь ребенка. Их можно приобрести в любом современном игрушечном магазине.
- На ребенка прекрасно влияет общение с другими детьми. Поэтому родителям нужно чаще гулять с малышом на различных детских площадках, посещать развлекательные учреждения и устраивать праздники для детишек самых разных возрастов.
- Нужно уделять, по меньшей мере, несколько дней в неделю для разнообразных домашних представлений и инсценировок. Использовать для этого можно все что угодно и куклы, и плюшевых мишек и марионеток. В качестве инсценировок можно использовать сказки, которые малышу уже хорошо известны.
- При наличии проектора можно ставить ребенку интересные презентации и увлекательные слайд-шоу, которые также основаны на известных детских произведениях.
Важно помнить!
При ярко выраженных нарушениях речи или при ее отсутствии обязательно нужно посетить логопеда. То же самое касается недоразвития ребенка. В особенности детям нужно уделять внимание до трех лет, пока не сформируются речевые функции. По достижении ребенком одного года, родителям в обязательном порядке нужно отвести его к логопеду. Невзирая на скудный словарный запас детишек, специалисты настаивают на этом том, чтобы родители отводили своих малышей к логопеду. Благодаря профилактическому осмотру можно будет выявить укороченную уздечку языка (анатомическая особенность). Такое отклонение может сказаться на речевом развитии. Помимо всего прочего, логопед даст профессиональную оценку функциональному развитию речи у ребенка и сформирует рекомендации для дальнейшего прогресса. Довольно важно выявить отклонения у ребенка на ранней стадии, чтобы вылечить их можно было при помощи коррекции.